После тысячи лет почти полного забвения шедевры античного искусства и архитектуры вновь стали доступны ценителям прекрасного. Это произошло благодаря беспрецедентным по масштабу археологическим раскопкам в Риме и других городах Италии. Руины античного Рима даже стали сюжетом для картин многих художников таких как

       Джованни Паоло Панини

                                                            и    Юбер Робер

                                    

   Архитектурные формы античности, детали, декор, скульптура, живопись, орнамент –всё изучалось художниками, скульпторами и архитекторами. И все эти знания применялись в архитектуре и интерьере новых дворцов и соборов.

      Благодаря изобретению книгопечатанья произведения античных авторов стали доступны многим.  Жизнелюбие античного мировоззрения вернулось в духовную жизнь европейского общества. Сюжеты в живописи и скульптуре стали более оптимистичными по сравнению с периодом средневековья.

 

                                                             


      Вероятно первым, кто в эпоху Ренессанса, написал книгу об архитектуре, был Антонио ди Пьетро Аверулино, по прозванию Филарете.
В своём трактате об архитектуре Филарете пишет о строительных материалах, об организации строительства и, что интересно, об отношениях между заказчиком

( патроном) и архитектором ( а сейчас и дизайнером).

                                                        Флоренция - колыбель ренессанса.


   Купол Флорентийского собора, спроектированный и построенный Филиппо Брунеллески, парит над Флоренцией как символ Ренессанса – начала эпохи просвещения.

   Сам же Брунеллески – ювелир, резчик, скульптор, архитектор, инженер, организатор, достоин называться Человеком Ренессанса не меньше, чем Леонардо да Винчи.

      И вот как оценивал известный историк искусства Джорджо Вазари воздвигнутый Брунеллески купол флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре: 

 

                           Около флорентийской  галереи Уффици скульптуры стоят прямо на площади.

    На переднем плане скульптура Персея с головой Горгоны работы Бенвенуто Челлини. Об этом выдающемся человеке стоит сказать отдельно. Тем более что он сам описал свою, полную приключений и опасностей, жизнь.

                                               

                                                                  

     Несмотря на расцвет искусств  в эпоху возрождения, Челлини с юности столкнулся с жестокой конкуренцией.

Дело доходило порой до крови и даже убийства. Но он всегда успешно защищал своё право честно заниматься творчеством. Со шпагой в руке или с тем, что под руку попадет,  да и просто кулаками, в одиночку одерживая верх над многочисленными врагами, нападавшими на него.

     А во время осады Рима в 1527 году он даже организовал очень эффективную артиллерийскую оборону, нанеся большой урон французской армии. В "благодарность" папа римский впоследствии заточил его в темницу, когда Челлини отказался дать ему взятку.

     В темнице Челлини чуть не умер от холода сырости и истощения, но  пообещал начальнику тюрьмы бежать, несмотря на высокие стены, улетев на крыльях. Тот посмеялся, а Челлини таки бежал, спрыгнув с большой высоты и сломав себе ноги. Но, всё-таки, бежал, а начальник тюрьмы сошёл с ума, поверив, что он улетел.

      Челлини пришлось уехать во Францию, где королю Франциску очень понравились его работы и он стал давать ему много заказов, в том числе и для королевской резиденции в Фонтенбло. Но и во Франции ему пришлось с оружием в руках защищаться от разбойников, которых нанимали интриганы при дворе короля.

      Закончил свою жизнь Челлини в родной Флоренции, где на центральной площади до сих пор стоит  его скульптура Персея. Работу Челлини как скульптора высоко оценил сам великий Микеланджело. Вот что он писал Челлини:  « Мой Бенвенуто, я вас знал столько лет как величайшего золотых дел мастера, который когда-либо был известен; а теперь буду вас знать как такого же ваятеля.»

 Продолжение следует